Человек>2. Эго как стержень личности
2. Эго как стержень личности
Как уже не раз отмечалось, самый верный способ запутаться в размышлениях и оценках чего-либо – это пытаться одновременно учитывать все возможные частности и нюансы данного явления или процесса. Для обнаружения верного определения или формулировки чего бы то ни было необходимо в первую очередь «вывести за скобки» всё субъективное, могущее иметь двоякое значение, оставив лишь саму суть. Иными словами, сначала нужно найти шест, а уже потом обвешивать его колечками частностей, ибо только так можно создать надёжную и стройную «пирамидку». К вопросу изучения якобы противоречивой человеческой природы надлежит подходить именно так.
Человек по своей сути сущность беспокойная и активная. Ввиду сравнительно сложной организации процесса жизнедеятельности ключевую роль в его поведении играет рассудочная деятельность, ибо фактические телодвижения – это, грубо говоря, вопрос чисто технический. Саму же рассудочную деятельность можно разделить на три качественно отличающиеся друг от друга стадии: восприятие, анализ и принятие решения или формулировка намерения.
Под восприятием нужно понимать не только возможность использовать органы чувств, но и широту внимания, полноту опыта, знание нюансов и тонкостей тех или иных процессов и явлений. Перечислять эти пункты и их градации можно ещё долго, но все они будут иметь лишь косвенное отношение к физиологии, ибо человек, вопреки мнению многих, – это не внезапно поумневшая по неясным причинам обезьянка. Исходя из данного в предисловии обещания не касаться глубоких теоретических вопросов, беседу о происхождении человека и причин схожести и различий его поведения с поведением и повадками братьев наших меньших я оставлю как-нибудь на потом.
Формулировка намерений или принятие решений о фактическом действии или бездействии осуществляется человеком с учётом понимания дальнейших перспектив как своих собственных в виде планов, так и развития локальных ситуаций и конкретных обстоятельств. Иными словами, выбор делать что-либо или повременить происходит в результате анализа множества вводных факторов.
Сам же анализ как срединная стадия рассудочной деятельности по какому бы то ни было поводу производится по последовательной ступенчатой схеме, включающей в себя всего один вопрос: «нравится – не нравится?» или «приемлемо – неприемлемо?». Ответ, если исключить фактор градации, также будут простыми и односложными. (О множестве вариантов субъективных оценок, согласно плану всего цикла, я хочу поговорить в следующей статье.) Иными словами, человек ориентируется в хитросплетениях происходящего вокруг за счёт всего двух чувственных ощущений: удовлетворения и неудовлетворения. Причём, как это ни парадоксально, означенные чувства плотно взаимосвязаны и даже неразделимы. Чувство неудовлетворения – это лучший, а по большому счёту, единственный стимулятор для какого-либо анализа и фактических телодвижений. Чувство же удовлетворения – это, по сути, индикатор эффективности этих начинаний.
Прежде чем продолжать развитие темы, необходимо сказать несколько слов об эмоциональности. Если предположить, что определение «рассудочная деятельность» является синонимом «рационального мышления», то легко напрашивается вывод о том, что я сильно польстил человеку. Спору нет, многим этой самой рациональности недостаёт, о чём они сами знают и сожалеют о принятых сгоряча решениях или не сожалеют, считая, что имеют право поступать импульсивно, не задумываясь о последствиях, ибо ничего с собой сделать не могут («привычка – вторая натура», «да ладно, с кем не бывает» и т.д.).
На самом деле тема эмоциональности нисколько не выбивается из схемы рассудочной деятельности как механики функционирования сознания. Вопрос заключается в том, что процесс анализа происходящего нередко протекает очень быстро, гораздо быстрее, чем человек способен его отслеживать. В подобных случаях ему остаётся только регистрировать проявление тех самых эмоций как ярких проявлений чувств удовлетворения или неудовлетворения.
Важно чётко понимать, что эмоции серьёзно отличаются от чувств. Чувства могут сохраняться во времени довольно долго, их можно сравнить со спокойным прибоем, который производит какой-то фоновый шум, хоть и окрашивающий мыслительный процесс, но не вмешивающийся в него. Эмоции, напротив, сопровождаются сильным возбуждением и выбросом энергии, доказательством чему может служить «заразность» эмоций. Человек, испытывающий чувства, тоже фонит в пространство, но эти волны слабы и для окружающих могут быть практически незаметными, чего про эмоциональные выплески не скажешь. Представьте, что вы идёте в потоке прохожих. Вопрос, сможете ли вы проигнорировать чью-то зашкаливающую весёлость или истерику? И дело даже не в громкости производимых ими звуков. При этом другие проходящие мимо не роботы, каждый из них что-то чувствует, о чём-то думает, но вы их не замечаете. Так вот, подумайте, если эмоциональные импульсы столь мощны, что могут распространяться в пространстве, то какую они поднимают бурю внутри сознания человека? Этот ураган может запросто перекрыть возможность здравых и последовательных рассуждений и даже спровоцировать на какие-то поспешные необдуманные действия.
Эмоции возникают при значительном несоответствии воспринимаемой информации с представлением о том, как должно быть. Это естественная реакция, означающая, что чувствовать запретить нельзя, тем более что эмоции бывают вполне себе оправданными, то есть объективными. Более того, иной раз эмоции могут добавить энергетического потенциала практическому действию, что повышает их эффективность при каких-либо экстремальных обстоятельствах. Однако в спокойной обстановке принимать фактические решения под диктовку упомянутой выше эмоциональной бури чревато ошибками. Важно помнить, что эмоция – это всего лишь первичная реакция анализа, а первое впечатление далеко не всегда оказывается объективным, ибо фантазия и воображение часто приукрашивают действительность. На этом вернёмся к удовлетворению и неудовлетворению.
Неудовлетворение нередко является начальной основой для анализа чего бы то ни было. В данном случае речь идёт не о пессимизме или оптимизме, а о самой механике деятельности активной натуры, для которой важнейший аспект – это перспектива, а окружающие обстоятельства и имеющееся положение – фактическая база для анализа текущей обстановки. При этом в расчёт берутся не только имеющаяся ситуация и состояние каких-то дел, но и поведение окружающих и в особенности близких, ибо человек не живёт сам по себе, все его дела, мысли, планы и надежды так или иначе сопряжены с кем-либо ещё.
И даже когда человек занят, казалось бы, приятным – мечтает, строит планы или вспоминает о былых достижениях, он всё равно отталкивается от неудовлетворения каким-то аспектом имеющегося положения. Понаблюдайте за своими мыслями, как бы со стороны, промотайте ход размышлений или мечтаний в обратном направлении, и вы обнаружите, с чего всё началось. Не нужно верить написанному на слово, проверьте на собственном опыте, так как иного способа убедиться в чём-либо просто не существует.
Чувства удовлетворения всегда связаны с самооценкой. Они появляются, когда удаётся совершить что-либо конструктивное, пусть даже в виде избавления от какой-то проблемы или от простого понимания, что всё, в общем-то, складывается нормально, а, значит, собственные воззрения и оценки происходящих событий вполне себе удовлетворительны. Также стоит отметить, что эти приятные ощущения возникают не только по завершении каких-то дел или удачного стечения обстоятельств. Они могут вспыхнуть уже в процессе анализа, кода появляется верная догадка или решение.
Важно уточнить, что удовлетворение и неудовлетворение всегда сопровождают какие-либо процессы, ибо ни о каком спокойствии и статике речи идти не может, когда разговор ведётся о рассудочной деятельности, не прерывающейся даже во время сна. Как говорится, движение – жизнь. Из этого следует определение счастья как наиболее яркого чувства удовлетворения, возникающего при достижении чего-то нового или большего. Выражаясь кратко, счастье – это когда всё получается и когда всё получилось.
Вся соль и глубина этой формулировки кроется в том, что счастье – это показатель эффективности процесса развития, потому как прежние успехи с течением времени устойчиво теряют в весе, а потребности, напротив, имеют привычку расти, оно не про безмятежность, когда никто и ничто больше не докучает. Мечты о покое обусловлены лишь желанием уставшего человека остаться наедине с самим собой.
Кстати сказать, понимание, что такое свобода, можно выразить практически теми же словами. Свобода – это возможность самостоятельного выбора, а не отсутствие ограничений какого бы то ни было характера. При этом наречие «кстати» было употреблено как нельзя к месту, так как свобода является неотъемлемым компонентом как для счастья, ибо по чужой указке счастливым стать невозможно, так и для любой из фаз рассудочной деятельности.
Процесс восприятия как получения информации начинается с обращения Внимания. Когда и если что-то или кто-то нарочито привлекает к себе внимание или отвлекает его от чего-то, то неизбежно возникает вероятность недогляда, вынесения неверной оценки и, как следствие, ошибки в действиях. Опять-таки, к слову сказать, умение манипулировать вниманием окружающих – есть суть власти как таковой. При этом нужно отдавать себе отчёт в том, что власть сама по себе не есть нечто в корне порочное, всё зависит от личности манипулятора, его устремлений. Для понимания можно представить две крайности: мошенник, преследующий исключительно собственные, корыстные цели и добивающийся своего за счёт обмана, и инициатора какого-то большого проекта, выгодного всем. Обладая большими знаниями, руководитель (мастер, вождь, тренер) может прямо или косвенно подсказать менее осведомлённым подчинённым (ученикам, последователям, воспитанникам), на что нужно обращать внимание для успешного продвижения к намеченной цели.
Пускаться в рассуждения по поводу свободы и несвободы относительно эффективности фактических действий нецелесообразно, так как и ежу понятно, что с палками в колёсах далеко не уедешь. А вот аспект свободы касательно аналитической стадии, задача которой состоит во взвешивании всех «за» и «против», имеет особое значение.
Некто изрёк замечательную фразу: «Человек рождается и умирает в одиночестве». Помимо прочих интерпретаций морально-этического характера, это выражение прямо и непосредственно констатирует, что человек от рождения и до самой смерти остаётся одиночкой. Все взаимодействия с себе подобными любых жанров и интенсивности – явления временные, и пускается в них человек либо по собственной воле, выстраивая компромиссы, либо жизнь просто ставит его перед фактом. В качестве примера, ещё одна неглупая мысль о том, что человек не может выбирать родителей, а вот друзей-приятелей может.
Прежде чем продолжить, стоит напомнить, что разговор ведётся с позиции фактологии, то есть без учёта морально-этических аспектов, которые следует относить к категории субъективных данных, так как они, во-первых, являются оценкой самих свершённых деяний, а, во-вторых, могут и часто имеют двоякое толкование. И пусть вас не смущают поднимаемые темы. Весь фокус состоит в том, что нюансы рассудочной деятельности многими и во многом воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, если вообще эти вопросы попадают в зону оперативного внимания, тогда как на самом деле, они имеют важное значение и могут прояснить некоторые поведенческие тонкости. Цель самого разговора на эти темы заключается в поиске логики поступков и решений человека, ибо ничего случайного и непостижимого в его мышлении и поведении нет и быть не может, в противном случае ни о какой сложной организации процесса жизнедеятельности говорить не приходится.
Самость как мерило приемлемости
Проявлений признаков одиночки в человеке хоть отбавляй, и все они имеют ключевое, определяющее значение при принятии решений, в отличие от идей общности, солидарности и прочего, относящегося к факторам ситуационным и временным. Человек на всё смотрит со своей колокольни и делает тот или иной выбор исходя из собственных воззрений.
Дабы не лить воду, приведу лишь некоторые пункты:
- Вкусы и предпочтения, о которых не принято спорить, ибо они у каждого свои. Человеку иной раз даже трудно передать словами, почему он чувствует нечто особенное в том, в чём другой никакой ценности в упор не видит. Кроме того, совершенно невозможно заставить другого прочувствовать все тонкости чего-либо и полюбить это.
- Решение следовать или не следовать чьим-то советам и урокам человек принимает только сам в меру своего понимания ситуации и дальнейших перспектив.
- Никто, кроме самого человека, не знает, чего ему стоило то или иное достижение или утрата. У каждого своя система ценностных координат, об истоках которой сам человек может иметь лишь поверхностное представление.
- Наиболее яркое чувство удовлетворения возможно лишь по итогам деяний, совершённых по собственной инициативе. Радость от занятости по собственным интересам невозможно даже сравнивать с трудом по принуждению или из необходимости. Любимое дело само по себе чистое удовольствие.
- Никто и никогда не будет исходя из собственных представлений нарочито выбирать худшее из возможного. Ошибки, безусловно, случаются, но в этом и есть суть и механика накопления жизненного опыта.
- Чужая душа – потёмки. В пояснении не нуждается.
Даже этого перечня будет достаточно, чтобы сделать вывод о том, что эго является и стержнем личности, и мерилом оценок, что и было отражено в заголовке статьи.
В связи с этим необходимо уточнить, что эгоизм – это естественное качество самости человека, стоящее вне морально-этических норм. Для выставления тех или иных оценок проявлений эгоизма следует пользоваться условной шкалой, имеющей в своей середине, как точке отсчёта координат, здоровый эгоизм человека, обладающего объективными воззрениями и способного выносить адекватные решения. Увеличивающиеся значения проявлений эгоизма по направлению вправо будет характеризоваться ростом тирании, что по гласным и негласным канонам морали и этики воспринимается как неприемлемое искажение в мышлении и поведении. Уменьшение проявлений эгоизма или увеличение проявлений альтруизма вроде бы признаётся по тем же канонам как нечто здравое, но по сути является точно таким же искажением, влекущим за собой зачастую совсем не позитивные последствия как для самого человека, так и для его окружения, если смотреть с приличной дистанции, а не утыкаться носом в локальные скоротечные ситуации и обстоятельства.
Важно понимать, что альтруизм является противоположностью эгоизма только в рамках морали и этики. С фактологической точки зрения, альтруистическое поведение прорастает из зёрен эгоизма, как бы это ни показалось странным и парадоксальным. Если подходить к вопросу непредвзято, то благостное представление об альтруизме предстаёт в совершенно ином свете. Суть дела заключается в самой механике рассудочной деятельности, для описания которой оценочные эпитеты и определения из нравственной сферы не могут быть применимы. Механике по определению всё равно, что о ней думает человек, она просто делает своё дело согласно общим для всего Сущего Принципам. Сложности с определениями настоящих мотивов обусловлены тем, что человек зачастую может думать одно, говорить другое, а поступать при этом ещё как-нибудь. Более того, если уж совсем откровенно, он редко пускается в критические размышления по поводу своих мотивов и поступков, предпочитая пользоваться готовыми клише и рецептами. Также не стоит забывать и о масках, ибо притворство – это одно из самых древних искусств.
Наиболее ярко признаки эгоизма наблюдаются при демонстративном альтруистическом поведении или служении кому-либо конкретному или всему обществу в целом. Например, забота о детях ради пресловутого стакана воды ясней ясного демонстрирует переживания человека о собственном будущем. В качестве доказательства можно сослаться на многочисленные случаи того, как подобное поведение нередко перерастает в мягкий шантаж со словами «я ради тебя стольким пожертвовал…». То же самое обоснование лежит в классическом женском упрёке мужу об отданных лучших годах.
В плане общественных отношений подспудным эгоцентричным намерением будет являться стремление получить моральное право, превосходство, а ещё лучше авторитет, который позволит занять более выгодную нишу в социальном плане. Важно понимать, что в данном случае вопрос финансового благополучия может быть отодвинут на второй-третий план. Когда к твоим словам прислушиваются вследствие репутации, ты можешь управлять теми или иными аспектами развития социума. При этом вовсе не обязательно иметь за своими плечами какой-то подвиг, иной раз достаточно и демонстрации сопричастности к нему.
Для наглядной иллюстрации к сказанному выше хочется упомянуть слова В.Шукшина. Он как-то обмолвился, что ещё в мальчишеском возрасте научился отличать настоящих фронтовиков от, по его словам, «тыловых крыс». Если первые свои медали и ордена, политые кровью, предпочитали не выставлять напоказ и о войне рассказывали с большой неохотой, то вторые, напротив, кичились «иконостасом» на груди и без устали могли вещать о своих «боевых» заслугах.
Совершенно отдельной строки заслуживают чистосердечные, добросовестные альтруисты, не поговорить о которых – значит раскрыть тему не полностью, лукаво обойдя якобы не вписывающийся в общую канву момент. Таковые персонажи, бесспорно, есть, можно сказать даже сильнее, их не может не быть. Справедливости ради данную группу следует разделить на две качественные категории: тех, кто действительно по собственной инициативе кладёт свою жизнь на алтарь всеобщего счастья, и на тех, кому ценностную константу «общее выше частного» втемяшивали в голову с самого детства.
Разбирая мотивацию первых, трудно обойти личные устремления. А кто сказал, что эгоистические цели не могут распространяться дальше собственной мошны и статуса? Напомню, мы говорим не с позиций этики и морали. Просто человек в меру своих сил пытается сделать этот мир лучше. Проблема таких личностей заключается в том, что, как правило, все их усилия идут прахом, да ещё и есть риск растратить себя без остатка. Стратегическая ошибка таких «бессердечных Данко» состоит в том, что их добротой и бескорыстием без тени смущения могут пользоваться далеко не самые достойные представители рода людского. Иными словами, проблема хороших людей кроется в том, что они думают, что остальные думают точно так же.
Причин, по которым идея примата общественного над частным занимает столь прочное положение в умах представителей второй из названных категорий, можно выделить целых три. В данном случае речь не о социалистической идеологии или других формах общественной морали, а о моделях мышления и алгоритмах поведения. Первую причину мы разберём чуть ниже, вторую, более глубокую, – в третьей статье раздела, а третью, основополагающую, соответственно, – в пятой.
Однако, прежде чем переходить к раскрытию заявленной темы, необходимо прояснить один нюанс. Кому-то может показаться, что в этих рассуждениях рисуются чересчур мрачные и циничные картины, в которой нет места «подвигу во имя…», взаимовыручке, героике служения и т.д. В качестве ответной реплики стоит заметить следующее. Во-первых, приводимые суждения выстроены на основе логики здравого смысла, для которой важны факты, а не эмоциональная реакция на них. Во-вторых, утверждение о примате личного над общественным – есть следствие механики взаимодействия Разумных сущностей, а не приверженность идеям современного либерализма или превосходства одного над другим. В-третьих, по факту, жизнь – весьма циничная штука, требующая скорее трезвости суждений, нежели духоподъёмных речей. В-четвёртых, отношение к социуму зависит от самого социума, качество которого определяется качествами его членов.
Любить, оберегать и защищать без лишних вопросов и сомнений нужно то, что этого достойно, о чём ты знаешь сам без подсказок со стороны пропаганды. Такое сообщество, опирающееся на принципы Свободы, Ответственности и Справедливости, ещё только предстоит создать на основе чудом уцелевшего наследия сияющей державы, чьё величие можно сравнить лишь с грандиозностью лжи традиционной исторической науки по её поводу. И речь не о Советском Союзе… Предположение о призыве к возвращению какой-то архаики категорически ошибочны, ибо они обусловлены поверхностным и субъективным представлением о Системе Знаний. Засим вернёмся к прерванному разговору.
Нюансы погоды в социуме
Исходя из того, что социум – явление искусственное, создаваемое его представителями, он обладает функцией саморегулирования, обоснованной тем, что человек своими действиями влияет на имеющиеся обстоятельства, меняя их в соответствии со своими представлениями о правильности и полезности. Иными словами, ввиду того, что сообщество зиждется на перечне воззрений, разделяемых подавляющим количеством его представителей, функция саморегуляции будет направлена на поддержание общепринятых устоев.
Сами эти устои представляют собой некий сплав того, что можно назвать традициями, и целей и задач тех, кто в данном сообществе «делает погоду». Кстати сказать, традиции как сохраняющиеся во времени ценностные категории и фактические рекомендации поведения тоже не возникают на пустом месте, их кто-то когда-то и по каким-то веским основаниям должен был заложить. Знания сути традиций очень важны, так как слепое следование этим канонам без понимания причин и следствий по принципу «не нами заведено – не нам и отменять» – далеко не самая удачная стратегия в исторической перспективе, ибо условия и обстоятельства меняются беспрерывно, требуя от человека выработки новых способов взаимодействия с внешним миром.
Любое сообщество неоднородно в плане качеств его членов. Если это утверждение справедливо даже в отношении супружеских пар, в которых, по-хорошему, роли ведущего и ведомого могут меняться в зависимости от ситуаций и непосредственных задач, то что уж говорить о более многочисленных коллективах и социуме в целом.
Главная ценность общности – это стабильность в плане сохранения себя на арене истории. Для того чтобы этот фактор себя не утрачивал, тем, кто «делает погоду», необходимо принимать определённые усилия, а именно всячески кнутом али пряником, в средствах особой разницы нет, ибо победителей не судят, поддерживать традиции и устои. Кроме этой очевидной потребности, нужно ещё озаботиться и тем, чтобы наиболее резвые и амбициозные персонажи из более низких социальных слоёв не мутили воду, разлагая устоявшийся порядок.
Одним из инструментов, позволяющих решить эти задачи, является идеология, то есть набор тезисов и воззрений, выраженных по возможности просто, дабы было понятно даже последнему маргиналу. При этом одного манифеста недостаточно, для эффективного использования идеологии нужны исполнители, воплощающие эти замыслы и идеи в жизнь, знающие своё место и более-менее довольные своим статусом. Как правило, в рядовые исполнители попадают, говоря откровенно, не самые башковитые индивиды, едва ли способные видеть дальше собственного носа.
Жизнь рядового обывателя проста как три копейки, сделай свой посильный вклад в общее дело и можешь смело рассчитывать на причитающийся тебе кусок от общего пирога. С одной стороны, в такой позиции нет ничего предосудительного, ибо каждый должен заниматься тем, что у него получается и к чему он предрасположен в соответствии со своими личностными качествами. У моряков-подводников по этому поводу есть чудесное правило: «Не твоё – не трогай!» С другой стороны, эта позиция цементирует структуру общества, делая его менее жизнеспособным, ведь не на подводной же лодке мы живём в самом-то деле. Патернализм как снятие с себя ответственности за собственное будущее в свете условно долгосрочных перспектив создаёт условия, при которых традиции и устои бронзовеют и через какое-то время перестают отвечать требованиям подверженных изменчивости обстоятельств.
Казалось бы, нормальный ход педалей, каждый занимается своим делом: «делатели погоды» задают направление, исполнители воплощают их планы за долю малую, и что может угрожать стабильности?
Проблема кроется в том, что элита – это сравнительно узкий круг, в который за просто так не попадёшь, а усреднённых обывателей, напротив, подавляющее большинство. Это приводит к тому, что стоящим у руля лишь изредка и в особых случаях приходится говорить «Фас!», направляя армию лояльных на кого-то, желающего пошатнуть статус-кво. Одно дело, когда вопрос касается внешних лютых ворогов, лелеющих коварные планы. Внешняя угроза, вообще, непревзойдённое средство для повышения лояльности и дисциплины. Совершенно иной оборот дела принимают тогда, когда таким образом давят конкурентов внутренних. Как правило, социум, стремящийся сохранить предсказуемую стабильность, сам прекрасно справляется с подавлением инакомыслия за счёт инертности масс, проникающихся чем-то новым с большим скрипом. Единственно, что идёт «на ура», так это расширение возможности и масштабов потребления.
Из этого следует вывод о том, что кризисные явления, возникающие вследствие необращения внимания на какие-то аспекты, пока те не клюнут в темечко, будут происходить на регулярной основе, а последующие неизбежные перемены будут носить революционный характер. Что, по сути, человечество и имеет удовольствие наблюдать на протяжении всего своего существования.
Безусловно, таким суждением никто Америки не открыл, разве что, возможно, подошёл к нему иной, более короткой дорогой, ибо надёжнейшее средство предотвращения внезапных и неотвратимых перемен известно уже очень давно. Так называемые лифты вертикальной мобильности позволяют осуществлять планомерное развитие без революционных потрясений, внедряя в жизнь общества здравые и конструктивные идеи, но…
Важно понимать, что личности, находящиеся у власти, – это прежде всего люди, а значит, им свойственны те же самые черты и качества, что имеются и у всех остальных, только с определённой поправкой. В первую очередь стоит отметить повышенный уровень циничности, заниженное содержание романтизма и превышение условной нормы эгоцентричности, проявляющееся в амбициях. Личностям с чисто альтруистическими воззрениями игры во власть противопоказаны, так как эти истории всегда заканчиваются плохо.
Второй аспект вбирает в себя сразу два фактора, отмахнуться от которых ещё не удалось ни одному правителю. Во-первых, это пронизывающая всё конкуренция. Во-вторых, это необходимость в соратниках или сотрудниках, потому как, даже если человек будет превосходить по своим качествам всех прочих на две головы, ему не обойтись без помощников. Пробиться на вершину власти – само по себе дело непростое и без преданной команды не решаемое, однако, удержаться там ещё труднее.
Ни внимания, ни сил, ни времени для того, чтобы уследить за всеми нюансами, не хватит, как ни старайся, а значит, существует очевидная необходимость делегировать кому-то часть полномочий. И в этом месте возникает дилемма. С одной стороны, профессиональные качества подчинённых важнее для развития самого проекта. С другой стороны, лояльность важнее для его стабильности, ибо какой-нибудь амбициозный соратник может повести собственную игру.
Решением означенной дилеммы является формирование системы или вертикали с нисходящей дробёжкой полномочий и ответственности, то есть полный аналог социума как такового. Прелесть системы состоит в том, что она способна к саморегуляции не только по представленной чуть выше схеме, но и вследствие отсутствия незаменимых элементов, исключая, естественно, саму верхушку. Проблема системы в том, что нижестоящие чины также не прочь продвинуться выше, а значит, они кровно заинтересованы в собственной команде. Это приводит к тому, что на ту или иную должность зачастую попадают не за счёт профессиональных качеств, а за счёт демонстративного проявления лояльности. Иными словами, знания устройства и правил функционирования системы могут дать больше гарантий для карьеры, чем профессиональные и деловые навыки.
Грубо говоря, наглядная иллюстрация к этому может быть такой. Если тебе показалось, что то или иное кресло занимает самодур и идиот, то очень может быть, что тебе не показалось. Впрочем, ровнять весь начальствующий состав под одну гребёнку будет несправедливо.
Главное, что следует понимать о тех, кто «делает погоду», это то, что они не вполне свободны в своих мотивах и поступках. И дело не только в том, что ситуации и обстоятельства могут продиктовать характер тех или иных решений. Ключевой вопрос кроется в поведенческой психологии, корни которой уходят гораздо глубже сектора осознанного внимания человека.
Также важно отдавать себе отчёт в том, что подобными скрытыми от рассудка факторами обладает не только отдельно взятая личность, но и социум в целом. Именно эти тонкости и нюансы являются объектами изучения в предлагаемой Системе Знаний.
Заключение
Всё вышеописанное сформулировано на основе знаний о человеке, его модели мышления и поведения, понимания закономерностей устройства и функционирования социума. Иными словами, данная статья, равно как и предыдущие и последующие – это вытяжка из теории, изложенной в «Кратком курсе…» и наглядная демонстрация новой модели мышления. Это значит, что освоение Системы Знаний позволит человеку самостоятельно без помощи специалистов, экспертов и мозгоправов разбираться практически во всех хитросплетениях жизненных обстоятельств.
Ещё более значимым фактором является возможность изменения качества жизни и повышение эффективности деятельности за счёт коррекции упомянутых скрытых аспектов сознания. При этом речь идёт не только о позитивных переменах в рамках судьбы самого человека, но и общества в целом. До тех пор, пока не будет отредактирован шаблон мышления и поведения человека, определяющий характер общественных отношений, ни о каких качественных изменениях в сторону построения справедливого общества можно и не заикаться.
Формы общественного уклада, экономические и политические модели с дележом на «красных» и «белых», правых и левых и т.д. – всё это надстройка на базисе сущности самого человека как такового, а значит, перетасовки поверхностных элементов конструкции социума не избавят человечество от извечных проблем.
В следующей статье раздела будет рассмотрен вопрос психотипов, взаимодействие которых формирует рисунок сообщества. Говоря по-простому, я представлю полный перечень типажей, обитающих в нашем пространстве. Смею заверить, что это будет также познавательно и полезно.
Человек>2. Эго как стержень личности