Обучение>3. Фундамент нового ч.2. Принципы Эволюционной Механики

3. Фундамент нового ч.2. Принципы Эволюционной Механики

Во второй статье настоящего цикла речь пойдёт о Принципах Эволюционной Механики (ПЭМ) как одном из трёх компонентов фундамента новой этики. Очередное обращение к этой теме обусловлено основополагающим характером этих утверждений, так как все процессы и явления формируются и осуществляются согласно их букве и духу. Иными словами, нижеследующее не есть голая философия, ибо ПЭМ – это ключи к пониманию природы окружающего нас Мира со всем разнообразием протекающих в нём процессов и существующих явлений. Более того, в представляемой вам Системе Знаний, имеющей сугубо практическую направленность, эти Принципы играют роль краеугольного камня.

Состоятельность ПЭМ может быть обоснована без погружения в глубины метафизики. Ниже по тексту каждый из Принципов будет рассмотрен по следующей схеме: общая формулировка и для наглядности один-два примера, демонстрирующие, как тот или иной Принцип находит своё отражение в Человеке и в обществе.

Говоря образно, ПЭМ – это по сути правила игры, по которым тут всё крутится-вертится. При этом данные правила никто не изобретал и никому не давал, ибо их можно только сформулировать, наблюдая за течением процессов. Правила игры менять нельзя, в противном случае она исчезнет, хотя, если по большому счёту, сил на это нет ни у кого, так как всё и вся подлежат ПЭМ в равной степени. Участвовать в игре можно по-разному. Кто-то предпочитает быть, например, статистом из массовки и наблюдать за жизнью, реагируя в меру своего разумения на постоянные изменения условий и обстоятельств, а кто-то стремится изучить эти правила, что позволяет игроку самому стать субъектом, влияющим на развитие ситуаций. Причём заучивать эти константы наизусть никакой необходимости нет, вполне достаточно понять их логику и суть. Иными словами, для того, чтобы чего-то достичь, да хоть бы и построения общества с небывалым до сей поры устройством, меняться нужно самим игрокам.

На каких морально-этических установках должно такое общество созидаться – вопрос другого порядка, который будет рассмотрен в следующей части цикла. О том же, как это должно происходить и чего это будет стоить, было подробно изложено в статьях «Воспитатели и воспитанники» в разделе «Человек», в первой и второй частях «Обоснований перспектив» в разделе «О перспективах» и не только.

Важность ПЭМ категорически невозможно переоценить, ибо с их помощью можно не только найти решение имеющихся проблем любого характера и масштаба, но и разобраться в вопросах прошлого, так как именно там сокрыты причины последствий, которые мы имеем удовольствие наблюдать, и даже приоткрыть таинственную завесу будущего, так как зная закономерности, можно делать обоснованные логикой самого Бытия прогнозы.

Засим приступим к содержательной части.

ПЭМ

Прежде чем переходить к непосредственному представлению ПЭМ, необходимо ещё раз отметить, что они описывают закономерности развития процессов, определяющих суть и качества объектов и явлений, словом, всего, что заполняет Мироздание. Сама же механика означенных процессов, призванная отвечать на вопросы, за счёт чего или по каким причинам всё в Мироздании крутится, вертится, усложняется и расширяется и не думает останавливаться, – это несколько иная тема, озвученная кратко в статье «Свет и Тьма (Информация и Энергия)» в разделе «Система Знаний». Кроме того, к замыслу настоящего цикла она не имеет прямого отношения, поэтому её без каких-либо потерь и упущений легко можно вывести «за скобки». Однако в отличие от текста на сайте, в «Кратком курсе…» этот вопрос рассмотрен предельно широко, ибо он является ключевым для всей теории.

Развитие

Развитие – явление, включающее в себе совокупность всех протекающих в Мироздании процессов. Само Развитие бесконечно, составляющие его части (локальные процессы) конечны и уникальны.

Данный Принцип предельно ёмок, ибо он не только определяет Бытие как всеохватывающий процесс, но и вбирает в себя смысл и суть остальных Принципов, предопределяя логику, согласно которой одно утверждение дополняет все предыдущие. В практическо-прикладном плане особое значение имеет градация процессов Развития, за счёт которой можно легко отследить, как этот Принцип отражается на жизни человека и общества.

Человек как Разумная сущность приходит в этот Мир не просто «номер отбыть», он учится и накапливает опыт, то есть осуществляет свой собственный процесс Развития. При этом он постигает себя и окружающую действительность исключительно на практике, благо сфер и направлений самого разнообразного толка предостаточно. Опыт как результат применения знаний и попыток реализации намерений складывается постепенно, одни сведения дополняют другие. Сами же эти сведения есть итоги фактической деятельности. Иными словами, они по своей сути являются локальными процессами, сливающимися в единое русло, имя которому Судьба или Жизнь.

Исходя из того, что человек не живёт в стерильном вакууме, а взаимодействует с себе подобными, его собственная линия судьбы переплетается с такими же линиями всех прочих. Говоря иначе, для процесса развития общества жизнь отдельно взятого индивидуума будет представлять собой локальный, а значит, конечный процесс. Общество само по себе тоже имеет свою градацию, и с Принципиальной точки зрения его Развитие так же не бесконечно, примером чему могут послужить многочисленные крушения империй и целых цивилизаций.

Непреложность Развития

Условия как совокупная характеристика всех протекающих процессов, равно как и сами локальные процессы, не могут находиться в статике.

В Мироздании ничто не стоит на месте, как говорится, в движении – жизнь. Если что-то кажется незыблемо вечным, то это значит, что была неверно выбрана система координат, с помощью которой можно отслеживать динамику изменений данного процесса. В этой связи необходимо подчеркнуть, что под Развитием следует понимать именно изменения, а не постоянное расширение или увеличение чего-либо. Характер изменений (прогресс или регресс) – это вопросы следующего порядка, определяемые последующими Принципами.

Отследить отражение данного аспекта Эволюционной Механики в жизни человека очень просто, для этого достаточно посмотреть на историю его жизни. Каждый день, каждое событие, при этом не обязательно важное, делает свой вклад в копилку знаний и опыта личности. Даже во сне или коме с человеческим сознанием много чего происходит, и это без учёта физиологии организма. В общем и целом в словах из популярной некогда песни «Я сегодня не такой, как вчера» есть глубокий смысл.

С развитием социума, по сути дела, та же история. Общественная жизнь – штука весьма беспокойная, так как каждый день что-то да происходит, тем самым двигая общество в ту или иную сторону в плане прогресса или деградации. Исключением из этого правила могут считаться лишь племена и народности, чей уклад не меняется тысячелетиями. Подобное несоответствие обсуждаемому Принципу имеет особые причины, пояснение которых возможно, но это слишком сильно уведёт в сторону от канвы статьи. Впрочем, жизнь дикого племени, по большому счёту, – частный случай, обусловленный множеством факторов. Мы же сейчас говорим о принципиальных положениях, охватывающих несоизмеримо больший масштаб процессов и явлений, разницу между которыми и определяют частные нюансы и тонкости.

Выживание

Самосохранение – это мотив мотивов для кого бы то ни было.

В данном случае речь, конечно же, не идёт о методах сохранения жизни в условиях дикой природы или экстремальной ситуации. Ключевое слово в представленном определении – это мотив, а стремление сохранить себя на арене истории является исходным для всех прочих намерений и чаяний, которые множатся и разветвляются по мере развития.

Жизнь современного человека очень далека от выживания как такового, но, несмотря на это, ему приходится постоянно бороться за место под Солнцем, отстаивая и сохраняя имеющееся или стремясь к чему-то большему. Существование государств тоже нельзя назвать безмятежным, доказательств чему в истории человечества хватает с избытком. Те же страны, население которых живёт сравнительно спокойно и наслаждается стабильностью, прошли свой нелёгкий путь и приложили немало усилий ради такого положения.

Кто-то может возразить, что не совсем справедливо и корректно вписывать в ПЭМ нечто, относящееся к мотивам и деятельности Разумных сущностей, ибо есть масса процессов и явлений, протекающих и существующих независимо от того, знает о них человек хоть что-то или нет. Силы Природы, включая и космос, просто несопоставимы по могуществу и масштабу с человеческими возможностями, и они в огромной степени влияют на условия существования.

В качестве ответной реплики можно заметить, что подобные заявления неплохо было бы сопроводить неоспоримыми доводами о механике, содержании и сути означенных явлений и процессов. Строго научные теории и гипотезы, проистекающее из постулата о первичности Материи, при всём уважении, не могут предъявить искомые аргументы, так как в этих высокоинтеллектуальных построениях есть немалое количество нестыковок и «белых» пятен.

Теория СЗ зиждется на том, что на просторах Мироздания, кроме Разума, носителем которого в числе прочих сущностей, является и человек, других движителей просто нет. Вопрос, кто, как и с каким целями заставляет всё крутиться-вращаться, опять же крайне непростой и несвоевременный, поэтому сейчас на нём лучше внимания не заострять. По этому поводу можно сказать лишь одно, всё многообразие и сложность того, что можно назвать Природой, является результатом невообразимого числа процессов, происходивших ранее и протекающих сегодня, и ко всем из них так или иначе были приложены усилия Разумных сущностей. То, что человечество об этом ещё (или уже) не знает, – это беда и проблема самого человечества, а не исчерпывающее доказательство его одиночества во Вселенной. Впрочем, продолжать сей спор с гипотетическим оппонентом – напрасная трата времени, ибо человек если и меняет свою точку зрения, то делает это только наедине с самим собой.

Баланс Противоположностей

Конкуренция является инструментом Развития и её двигателем.

Разум как явление насколько беспокоен, настолько же и прагматичен. Если смотреть с самых широких позиций, и места, и возможностей у всех и каждого, казалось бы, хоть отбавляй, но все почему-то предпочитают толкаться локтями на условно ограниченной территории. И даже те, кто стремится создать нечто новое, и то не уходят слишком далеко, так как сотворить нечто особенное – это всего лишь полдела, другая половина – это найти потребителей, способных оценить данное новшество. В условиях, когда возможности (плюс-минус) одинаковые, равно как и устремления (см. пункт «Выживание»), на сцене и появляется Её Величество Конкуренция.

Важно понимать, что конкуренция – это данность условий Существования, а не следствие склонности Разумных сущностей к азартным играм или к уничтожению себе подобных. Конкуренция – это неотъемлемая часть Великой Игры, призом в которой является уже упоминавшееся выживание. Подспудное или осознаваемое понимание этого мотива и толкает Разумных сущностей к нескончаемому соперничеству, что по сути и есть инструмент и движитель Развития как такового.

Поступательный и последовательный характер Развития обеспечивают две силы, вернее, два генеральных направления – Созидание и Разрушение. В данном случае речь и близко не идёт о пресловутой парочке Добро-Зло. Эти понятия слишком расплывчаты, так как они всего лишь субъективные оценки и не более. С Созиданием и Разрушением всё не в пример конкретнее.

Созидание, как ему и положено, что-либо творит, вовлекая в свои процессы основную массу обитателей условного пространства или территории. При этом неизбежно возникает устойчивое иерархическое деление, ибо того, кто придумал и внедрил нечто, потребителям-последователям крайне сложно обогнать в эволюционной гонке. Само собой разумеется, что стандартизация заметно снижает градус творческой мысли и, как следствие, динамика развития затормаживается, вплоть до хорошо известных человечеству кризисов.

Впрочем, до подобных крайностей дело доходит далеко не всегда, а всё потому, что Разрушительское направление деятельности Разума предполагает поиск нового, внедрение в жизнь которого и ломает прежний уклад. Разумные сущности такого сорта весьма наблюдательные, вдумчивые и изобретательные натуры. Внося своими делами в жизнь социума нечто новое, они открывают новые же возможности, что и двигает данное общество вперёд.

При этом и Созидатели, и Разрушители не застрахованы от ошибок, что обуславливает перехват инициативы одной из сторон в самый неудобный момент для другой. Баланс между этими силами-направлениями и есть тот самый залог устойчивого развития.

Перспектива

Любой процесс, утративший возможность пространственного расширения, утрачивает и временную перспективу, то есть затормаживается и в конечном итоге схлопывается.

За самым простым доказательством обоснованности данного утверждения можно обратиться к человеку, а если точнее, то нужно всего лишь посмотреть на его фактическую деятельность. Будучи сущностью прагматичной, человек никогда не занимается чем-либо, в чём не видит для себя никакого смысла, даже при условии, что всем прочим кажется, что это так и есть. Более того, и что самым непосредственным образом сопряжено с данным Принципом, именно смысл является мерилом продолжения действия. Иными словами, когда и если предсказуемый результат деяния не совпадает с представлениями о нужном или необходимом, человек в тот же миг останавливается, ибо дальнейшие телодвижения ничего, кроме усталости и потери времени, принести не смогут. А что такое смысл, как не синоним перспективы в виде понимания грядущих обстоятельств и своего места и роли в них?

В свете Принципов Выживания и Конкуренции наличие у человека перспективы позволяет ему рассчитывать на соответствующую его уровню развития нишу в обществе. Умение же искать перспективные шаги, в свою очередь, позволяет достигать новых высот, так как достигнутая цель открывает новые возможности для самореализации. К чему может привести потеря каких бы то ни было перспектив, думается, в разъяснениях не нуждается.

В плане общественных отношений этот Принцип отражается в классическом определении революционной ситуации, когда ни в верхах, ни внизу никто не видит для себя дальнейших перспектив при сохранении имеющегося положения дел в государстве.

Достаточность

Достаточность – необходимая мера, идеальное сочетание всех факторов, участвующих в процессе или описывающих оный. Недобор или перебор чего-либо приводит к потерям и деградации.

Мерилом успешности завершения какого-либо начинания является не только получение вожделенного результата, но и оптимальный объём затраченных на это сил. При этом необходимо смотреть не на сиюминутное положение, а с точки зрения дальнейших перспектив, так как плоды трудов праведных могут созревать далеко не сразу.

Чрезмерные старания, равно как и недостаточные усилия, практически всегда являются следствием нехватки знаний или не совсем ясного понимания смысла того или иного действия.

Относительно общества действие этого Принципа можно отследить в вопросах организации производственного процесса. К примеру, отряжать бригаду из десяти человек для замены перегоревшей лампочки столь же глупо, как и взваливать на одного электрика всю ответственность за большое хозяйство, которое за рабочий день и обойти-то сложно.

Ну, а самую простую иллюстрацию справедливости Принципа Достаточности можно найти в кулинарии – это элементарный недосол или пересол, не говоря уж о качестве-количестве других ингредиентов, если блюдо сравнительно сложное в приготовлении.

Взаимодействие

Природа не терпит пустоты. Всё взаимодействует со Всем. Простых как дважды два процессов не существует.

Кулинария, говоря образно, глубокий колодец, из которого легко и непринуждённо можно вытаскивать обоснования. В данном конкретном случае вкус и прочие качества готового блюда будут зависеть от сочетания используемых продуктов и соблюдения технологии приготовления. Глядя с самых широких позиций, кулинарии можно уподобить практически всё что угодно. Тут вам и жизнь человеческая, которая без взаимодействия с себе подобными иной раз теряет всякий смысл, и социум как площадка для означенного взаимодействия, качество которого лежит в основе и уклада, и перспектив. Также можно припомнить любопытную теорию «пяти или шести рукопожатий», очень ярко демонстрирующую взаимосвязи между людьми, даже находящихся на разных континентах. Можно предположить, что приведение каких-либо дополнительных обоснований, будет несколько излишним, но тем не менее о самом Взаимодействии стоит сказать ещё пару слов.

Взаимодействие между двумя персонажами всегда (!) происходит в равной степени, точно так же как и каждый из соударяющихся предметов испытывается на себе одинаковую силу. Один человек ну никак не может взаимодействовать меньше, чем тот, кто находится с ним в контакте, хотя видимое проявление этого взаимодействия и его результаты для каждого участника могут быть совершенно разными. Нюансы же взаимодействия человека и общества прекрасно демонстрирует широко известное выражение «Если ты не интересуешься политикой, это вовсе не значит, что она не интересуется тобой». Впрочем, о результатах этой взаимосвязи следует говорить отдельно, сейчас же рассматривается исключительно принципиальное положение.

Малое и Целое

Любое явление или процесс состоит из меньших явлений или процессов. Качества Малых процессов задают как характер течения Целого, так и его общее качество.

Жизнь человека складывается из отдельных эпизодов, событий, мечтаний, преодоления трудностей и т.д., а вот объективную оценку качествам личности следует выносить лишь в совокупности означенных нюансов и аспектов. Умение или даже талант делать что-либо на порядки лучше, чем получается у всех остальных, ещё не делает подобную личность человеком с большой буквы.

В обществе этот Принцип отслеживается ещё проще. Для этого необязательно принимать к рассмотрению большие по численности населения государства и приличный временной промежуток, достаточно посмотреть на обычный класс в школе, спортивную команду или трудовой коллектив. Общая атмосфера, масштабы задач и вероятность их успешного решения будут зависеть от качеств каждого отдельного школьника, игрока или специалиста. Впрочем, данный Принцип, равно как и следующий, особо в пояснениях не нуждается.

Переход Количества в Качество

Отталкиваясь от выдвинутого чуть выше предположения, можно ограничиться всего двумя предложениями. Количество накопленных в течение жизни знаний может сделать человека добротным специалистом в выбранной им сфере. Коллектив (социум) способен решать задачи непосильные для одиночки.

Причинно-следственные связи

Означенные связи являются основой механики формирования условий и течения процессов.

Саму соль Принципа можно выразить несколько иначе: случайного течения какого бы то ни было процесса быть не может. Все случайности и неожиданности есть следствия недостатка информации относительно данного процесса, ситуации, исхода дела и т.д. И напротив, когда и если имеется достаточная база сведений и знаний, вполне возможно сделать обоснованный и верный прогноз. Кроме того, логическая нить причин и следствий – это практически единственная возможность отыскать корень ошибочных оценок и действий. Последнее, кстати сказать, суть механики наработки фактического опыта как такового.

Неизменяемость начальных условий

Обратного хода нет ни у чего. Условия не обсуждают, их описывают.

Можно смело предположить, что приведённое определение в каких-либо ещё пояснениях также не нуждается. Однако для полноты картины следует коснуться одного соображения относительно психологии человека, самым тесным образом сопряжённого с означенным Принципом.

Нередко случается так, что неудача, невезение или какая-то проблема, встающие перед человеком в полный рост, приводят его к пониманию, что несколько раньше он допустил какую-то ошибку или просчёт. Многие при подобных обстоятельствах начинают себя корить, посыпая голову пеплом. Само собой разумеется, что эмоциональный фон в такие минуты оставляет желать лучшего, да и самооценка страдает в зависимости от величины случившегося.

Вернуть состояние в норму поможет понимание того, что в момент принятия опрометчивого решения у человека просто-напросто не было необходимых знаний, ибо он получил их уже после. Иными словами, тогда он действовал исходя из имеющегося понимания и решение принимал согласно ему. Кроме того, осознанная ошибка моментально становится частью опыта человека. И если он хоть на чуть-чуть обладает качеством ответственности, то более в подобную ситуацию не попадёт.

Заключение

Прежде чем попрощаться, хочется сказать ещё несколько слов в дополнение к тому, что было изложено во вступительном блоке статьи.

Безусловно, приведённые выше Принципы это не открытие Америки и не изобретение велосипеда, ибо эти умозаключения известны давно и многим. Проблема как пища для размышлений заключена в том, что жизнь упрямо демонстрирует один факт – метафизика и философия, в недрах которых можно отыскать аналогии ПЭМ, и поведенческая психология подавляющего большинства народонаселения – это два совершенно разных пространства, пересекающихся весьма редко.

Сталкиваясь с трудностями или выстраивая намерения и планы, человек, как правило, руководствуется своими подчас сиюминутными интересами, тем, что ему удалось подсмотреть у других, или же советами доброхотов (от моды и до рекламы). Также при выборе немаловажную роль играют: темперамент, настроение, доверчивое легкомыслие и прочее, и прочее, словом, всё что угодно, но только не тщательное обдумывание на предмет перспектив или последствий, если вдруг не повезёт. В данном случае речь идёт не только о каких-то судьбоносных решениях, но и о повседневных выборах, кои, несмотря на сравнительно малую значимость, оказывают существенное влияние на характер судьбы и качество жизни.

В качестве наглядной иллюстрации можно сослаться на многочисленные пословицы и поговорки, имеющиеся практически у каждого из народов, говорящие о пагубных последствиях поспешных оценок, злонамеренных действий и т.п. Например, «Не плюй в колодец…», «Сколько верёвочке не виться…», «Не рой другому яму…». Казалось бы, эти прописные истины, впитываемые ещё со сказками в нежном возрасте, должны крепко-накрепко впечататься в подкорку и служить одним из критериев при выборе действия, но глупость, недальновидность и самонадеянность очень часто оказываются сильнее. В конечном итоге человек, раз от разу поступающий подобным образом, рано или поздно получает-таки по голове или оказывается в ситуациях и обстоятельствах решительно не соответствующих его представлениям о приемлемости положения дел, на своём примере доказывая глубину народной мудрости.

При этом, что архи важно, раздача так называемых «кармических» долгов не есть забота и заслуга кого-то там на Небесах. Эта отдача происходит исключительно согласно механике рассудочной деятельности Разумной сущности, а именно, благодаря «Зеркальному эффекту». Углубляться со всеми необходимыми подробностями в физику этого эффекта не будем, но его суть можно выразить следующим образом. Принимая решение поступить так-то и так-то, человек тем самым даёт разрешение на аналогичные действия по отношению к собственной персоне.

В процессе написания статьи была задумка включить «Зеркальный эффект» в перечень ПЭМ, вместо этого, упоминание о нём было отнесено в заключение, и сделано это было с определённым умыслом.

Суть дела заключается в том, что при освоении СЗ человек учится делать оценки и принимать решения, отталкиваясь от объективной информации по тому или иному поводу, отодвигая при этом своё настроение, предпочтения и прочую муть эмоционально-чувственного характера. Говоря иначе, ПЭМ, чей дух и буква пронизывают всю СЗ, при анализе обстоятельств, ситуаций, собственных намерений и приоритетов, выступают в роли одного из главных критериев. Вследствие такого ответственного подхода к решению всех задач, которые подбрасывает жизнь, эффективность фактической деятельности существенно возрастает.

 

О других критериях или компонентах для фундамента новой этики как науки или даже искусства (по аналогии с искусствами боевыми) действия и взаимодействия с окружающими мы и поговорим в следующей статье.

 

 

Обучение>3. Фундамент нового ч.2. Принципы Эволюционной Механики